Дмитрий Медведев считает правильным введение "сухого закона" для водителей. Об этом он сообщил в интервью пяти телеканалам: "Первому", НТВ, "России", РЕН ТВ и "Дождю". "Наша страна пока не созрела для того, чтобы разрешать употребление алкогольных напитков за рулем. Пусть автомобилисты обижаются на меня, но я считаю, что этого делать (разрешать некоторое количество алкоголя в крови водителям - РБК) пока нельзя", - сказал президент.
Он охарактеризовал как "полную чушь" утверждения о том, что употребление, например, кефира или кваса может дать положительный результат при алкотестировании.
Возможность возвращения допустимой нормы алкоголя в крови водителей обсудила рабочая группа Госдумы. Наркологи и депутаты от разных фракций согласились, что в России нужно вернуть норму в 0,2 или 0,3 промилле. Вместе с тем лишенные прав за нетрезвую езду смогут сесть за руль на полсрока раньше – для этого им предложат установить алкозамок.
Во вторник в Госдуме состоялось первое заседание рабочей группы, на которой депутаты разных фракций, руководство ГИБДД России, наркологи и общественные деятели обсудили необходимость возвращения допустимой нормы алкоголя в крови водителей. С 2008 года в России было разрешено управлять автомобилем при наличии в организме водителя абсолютного этилового спирта в концентрации до 0,3 грамма на один литр крови или до 0,15 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха. Однако в 2010 году по инициативе президента Дмитрия Медведева этот порог был отменен. Глава государства посчитал, что россияне слишком буквально трактуют эту норму и реагируют на нее как на разрешение выпивать за рулем. Вместе с тем Минздрав отменил и клинические признаки (устойчивость позы, покраснение кожи, запах алкоголя изо рта), по которым наркологи могли определить состояние водителя. Таким образом, единственным основанием для постановки диагноза водителю стали любые положительные анализы выдыхаемого им воздуха.
Однако эксперты убеждены, что сухой закон для водителей – мера необоснованная.
Специалист по методикам определения алкоголя в организме ученый-нарколог Татьяна Баринская рассказала, что власти Европы и Северной Америки опираются на эпидемиологические и статистические исследования, которые проводились в США. В этих экспериментах принимали участие более 20 тысяч человек – трезвые водители и с опьянением. Выяснилось, что при концентрации алкоголя в крови водителя в 0,8 промилле опасность совершения ДТП вырастает в 2,7 раза. При этом эта норма действует во многих западных странах, в том числе в США и Великобритании. При концентрации в 0,5 промилле риск возрастает в 1,4 раза.
Руководитель рабочей группы депутат от
«Если менять порог, то оставить его нужно прежним – в 0,3 промилле. Не больше, – считает нарколог, начальник отделения профилактики среди работников профессий повышенного риска Национального центра наркологи Александр Зеренин. – Психологически привыкли, и не будет ошибки, что трезвых людей примут за пьяных. Сюда будут закладываться все вероятности».
Нарколог напомнил, что алкотестеры могут показывать минимальное опьянение у водителя, употреблявшего некоторые продукты брожения, а также лекарственные препараты. В итоге нередки случаи, когда прав лишают водителей, не пивших ни капли спиртного. То, что жертвами сухого закона становятся в том числе законопослушные автомобилисты, признали и в ГИБДД.
В то же время наркологи подчеркнули, что не стоит возвращать практику выявления опьянения по клиническим признакам, так как эта методика субъективна и слишком индивидуальна для каждого человека.
Обсуждение отмены сухого закона происходило на фоне инициативы властей ужесточить наказание для водителей, которые регулярно пьют за рулем. Вице-премьер Игорь Шувалов поручил разработать законопроект, которым вводится уголовная ответственность для тех, кто повторно попался за езду в пьяном виде.
Вместе с тем у автомобилистов, которые лишились прав за езду в пьяном виде, может появиться возможность вернуть права на полсрока раньше. По словам депутата Вячеслава Лысакова, для этого водитель за свой счет должен будет установить на автомобиль алкозамок.
Этот электронный прибор представляет собой алкотестер, который устанавливается в салон автомобиля. Если система выявляет у водителя алкоголь, то блокируется замок зажигания. Чтобы водитель, отбывающий такое условное наказание, не сел пьяным за руль другого автомобиля, законодатели планируют ввести дополнительную ответственность за это. ГИБДД провела эксперимент в Татарстане и Московской области, где установили подобные алкозамки на некоторые городские и школьные автобусы. В ведомстве отметили, что водители пытались сломать алкозамки. Некоторые все равно садились за руль в состоянии опьянения.